Елена Сергеевна — муза Булгакова

Елена Сергеевна БулгаковаЭта женщина в юности бросила гимназию, будучи взрослой сменила трех мужей, а в старости пережила и всех своих мужей и старшего сына. А по всем религиозным представлениям любых конфессий жизнь вела не слишком праведную. И, вместе с тем, если бы ее не было мы бы никогда не прочитали множество книг Михаила Булгакова, самая известная из которых «Мастер и Маргарита». Да и судьба самого Михаила Афанасьевича сложилось бы настолько по другому, что возможно он и не написал бы этих книг. Речь идет о музе Булгакова, главном прототипе Маргариты, Елене Сергеевне Булгаковой.

После смерти талантливого человека очень многое в увековечивании его памяти, в том, как он будет выглядеть в глазах потомков зависит от его ближайшего окружения. И если этот талантливый человек в жизни был в связях не слишком разборчив, то после его смерти в желтой прессе начинают плодиться статьи с интервью с его последними и единственными женщинами, полоскаться грязнео белье и делиться наследство – как материальное так и творческое.

А бывает наоборот: супруга Иоганна Себастьяна Баха сделала для мировой музыки не меньше чем сам Бах. Тем что систематизировала его архив и практически все его произведения дошли до нас в удобочитаемом и каталогизированном виде.

Тоже самое можно сказать и про Елену Сергеевну. Она буквально растворилась в Булгакове, была его и секретарем, и импрессарио, и, что немаловажно, любящей и верной женой. Она пережила писателя больше чем на четверть века, добилась публикации его гениальных, но в те времена не желательных произведений, бережно сохранив их в суровые сталинские годы.

А самому Булгакову (и себе впоследствии), в какой то степени волей случая она установила памятник, который к тому времени уже имел историю. И какую историю! Памятник, под которым сейчас находится могила четы Булгаковых, когда то был установлен на могиле Гоголя! Но в год отмечания столетия смерти Гоголя его останки были торжественно перенесены с Даниловского на Новодевичье кладбище где вместо скромного камня с красноречивым названием «Голгофа» ему был открыт помпезный гранитный памятник. А голгофу за ненадобностью собирались утилизировать — распилить и использовать для кладбищенских нужд. Тут то она и попалась на глаза Елены Сергеевны и она выкупила этот камень и установила на могиле своего мужа, который был страстным поклонником Гоголя. Где-то на просторах интернета встречались обвинения Елены Сергеевны в которых звучали обвинения в чуть ли не кражи памятника великого Гоголя, но в реальности она, пусть и таким экстравагантным способом, сберегла миру еще один памятник и накрепко связала своего гениального мужа, с писателем, оказавшим огромное влияние на его творчество.

А сохраненная миру «Мастер и Маргарита» зажила своей особой жизнью и давно вырвалась из тесных рамок книжной обложки, превратившись в фильмы, театральные постановки, художественные работы…