Эрик Сати — гноссианец и гипнопед
Композитор и пианист Эрик Сати по праву считается одним из реформаторов европейской классической музыки первой половины XX столетия. Его великолепные фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов и послужили вехой в развитии новых направлений, от модерна в лице Игоря Стравинского, до экспрессионизма Арнольда Шёнберга.
Французский композитор является родоначальником музыкальных импрессионизма, конструктивизма, минимализма, а также неоклассицизма. Получившие известность гноссианы и гипнопедии стали визитной карточкой композитора при жизни жизни и остаются и поныне основными произведениями Сати. Меняются стили и музыкальные пристрастия, появляется много нового, как сиюминутного так и вечного, но его музыка продолжает радовать своей выразительностью и необыкновенностью.
Эрика Сати с легкостью можно поставить в один ряд с «вечными» классическими композиторами, о которых, почему-то, всегда говорят больше.
Вместе с тем, импрессионизм уже не являлся в полной мере классической музыкой и именно он открыл двери как музыкальному авангарду, так и в конце концов легкой музыке.
В жизни Сати был экстравагантным человеком с задиристым характером. Ему например принадлежит забавная реплика, которая очень хорошо характеризует сущность, как композитора, так и его музыки:
«Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: Долой Вагнера вместе с Сен-Сансом!»