Орган Хаммонда

Орган ХаммондаЭтот инструмент стал визитной карточкой звучания рок-групп конца 60-х – начала 70-х. Без его временами тягучего, временами вибрирующего голоса невозможно представить звучания Deep Purple, Doors. А Pink Floyd несомненно потерял бы часть своего фирменного звучания. Речь идет об органе Хаммонда.

Наверное, если спросить когда появился на свет первый электроорган, большинство людей ответит, что в 60-х, в крайнем случае, 50-х годах. И это будет ошибкой! Первый инструмент такого рода увидел свет в 1934 году – всего через полтора десятка лет после появления легендарного терменвокса.

Как следует из названия, создан этот инструмент был американским  изобретателем Лоренсом Хаммондом. Изначально предполагалось использовать его в церковной музыке вместо духовых органов, но очень скоро музыканты играющие джаз оценили по достоинству этот инструмент, обладающий большим потенциалом при достаточно скромных размерах (в сравнении с церковным духовым органом).

Кстати:

В наше время история повторяется, когда на смену тяжелому и громоздкому механическому пианино пришло пианино электрическое. Обладая всеми достоинствами инструмента традиционного, оно к тому же имеет гораздо меньший вес и размеры. А кроме звука классического фортепиано способно воспроизводить и другие звучания, например клавесина, струнных инструментов или того же органа Хаммонда.

Рассказывают, что когда один из самых первых органов был продемонстрирован Форду, то тот сказал, что лет через 20 такой инструмент будет стоять в каждом доме. Но купить при этом его отказался. Правда отказался до тех пор, пока не услышал его цену – 1250 долларов. После этого Форд купил сразу 6 этих инструментов. Примерно тогда же орган приобрели Теодор Рузвельт и Джордж Гершвин.

Но золотые десятилетия органа Хаммонда несомненно пришлись на 60-70-е годы. Его полюбили и активно использовали такие легендарные музыканты как Джон Лорд, Рей Манзарек, Рик Вейкман, Кит Эмерсон, Рик Райт, Кен Хенсли – перечислять можно долго.

Сейчас сам по себе этот инструмент уже мало используется, потому что достаточно капризен в настройке, имеет большой вес и габариты в сравнении с современными инструментами, но его уникальный звук с успехом растиражирован во всех без исключения синтезаторах и во многих моделях электропианино. Таким образом звучание инструмента как бы приобрело свою жизнь, независимую от своего прародителя, а название «хаммонд» стало нарицательным для обозначения этого характерного звучания.

В заключении ставшая уже классической диппёпловская «Child in Time» где очень хорошо и слышно и видно исполнение на Хаммонде Джона Лорда, да и сама песня заслуживает того чтобы послушать ее еще неоднократно.