Стратокастер

Да простят меня серьезные музыканты, но электрогитара это нечто больше чем просто музыкальный инструмент. Это некий фетиш, даже идол по которому можно судить о стилистике исполнителя, даже еще не услышав ни одного извлеченного им звука. Действительно, глядя на например на скрипку сходу не определить играют ли на ней каприсы Паганини, кантри или цыганские романсы, а при взгляде на ощетиневшуюся углами Jackson King V как то с трудом представляется исполнитель в стиле кантри. Между тем, она для этого вполне пригодна, и при некоторых усилиях будет звучать не хуже, чем какая-нибудь нопфлеровская Gibson Les Paul. Но о Лес Поле в другой статье, а сегодня хотелось бы поговорить о гитаре, которая вероятно является не только символом нескольких поколений или музыкальных направлений, но и олицетворением гитары вообще. Ее форма стала классической основой для целого семейства гитар самых разных производителей, а спектр ее использования варьируется от академических направлений и джаза, до хардрока и хэви во всех их проявлениях. Речь идет о знаменитой Fender Stratocaster.

Легендарная электрогитара Fender Stratocaster

Как и упомянутую выше скрипку эту гитару нельзя привязать ни к одному стилю – она в равной степени ассоциируется и с Бадди Холли, и с Хендриксом, и с Ван Хелленом, и с Дейвом Мюрреем из «Iron Maiden». А кремовый Стратокастер Ритчи Блэкмора или черно-белый Эрика Клэптона неотделимы от образа этих таких разных музыкантов.

А между тем, этот инструмент родился с Клэптоном в один год, а Блэкмору в то время едва исполнилось 9 лет. Иными словами никто еще и не подозревал о будущих великих гитаристах, когда гитара уже начала набирать обороты своей популярности.

Изобрел Стратокастер в 1954 году Лео Фендер в компании с Джорджем Фуллертоном и Фредди Таваресо. Его фирма Fender Electric Instrument Manufacturing Company к тому времени с успехом выпускала революционную для того времени модель Fender Telecaster. И вот взяв то лучшее и революционное что у нее было и, как в буквальном, так и переносном смысле сгладив острые углы, Фендер с компанией выпустили в мир Стратокастер. Модель настолько успешную, что она выпускается до сих пор и, претерпев огромное количество модификаций, разрослась в целое семейство электрогитар.

А что касается фетиша или идола, упомянутого в начале… На могиле Джимми Хендрикса выгравирован не портрет Хендрикса. Там выгравировано изображение Fender Stratocaster.

Между тем, читая статьи об электрогиатарах (да и вообще о музыкальных инструментах с именем) может показаться, что стоит стать обладателем заветного инструмента и из него сразу же польются волшебные звуки. Но естественно не стоит забывать, что хороший инструмент может сделать хорошую игру музыканта замечательной, но ежедневных упорных тренировок, да и просто нотной грамоты никто не отменял. Те же Хендрикс или Блэкмор вошли в историю музыки не как обладатели стратокастеров или лес-полов, но как люди, безупречно владеющие гитарной техникой и привнесшие в эту технику новые стилистические формы. А перед тем, как эти формы изобрести и обрести свой стиль были долгие годы отработок легато, теппингов, способов извлечения флажолетов. Впрочем, о том, как делать флажолеты на гитаре вряд ли стоит говорить в статье, посвященной Стратокастеру и лучше обратиться к специализированным изданиям. Но суть сказанного в том, что легендарная гитара только тогда зазвучит, когда и музыкант будет соответствовать ей пусть не в легендарности, но в виртуозности исполнения и способности раскрыть весь музыкальный потенциал инструмента.