Судьба «Бурана»

В конце 1988 года состоялось событие с одной стороны эпохальное и революционное, а с другой бесполезное, как показали последующие годы. Был запущен первый советский космический корабль многоразового использования «Буран». Первый и последний. Больше «Бураны» не летали.

Отличие «Бурана» от американских шатлов

Буран на стартовой площадке

«Буран» на стартовой площадке

В том, что касается космоса обычно мы американцев опережали. Но вот в высадке на Луну и запуске кораблей многоразового использования они нас обошли. Но в случае с советским челноком тише едешь – дальше будешь. Советские конструкторы учли как положительный, так и отрицательный опыт американцев и сделали свою версию многоразового корабля.

По всем характеристикам советский корабль был лучше американских челноков. Если не вдаваться в технические детали, а просто перечислить основные достоинства корабля, то их наберется внушительное количество.

Основные это возможность ракеты-носителя выводить на орбиту еще и другие грузы кроме самого «Бурана» и то, что при посадке корабль имел дополнительную маневренность в сравнении с шатлами. Шатлы совершали посадку с неработающими двигателями и не могли к примеру заходить на посадку больше одного раза, а наличие на «Буранах» турбореактивных двигателей позволяла соверешить несколько заходов на посадку в случае плохих метеоусловий или внештатных ситуаций.

Старт "Бурана"

Старт «Бурана»

Правда в том единственном полете эти двигатели еще не были доведены до совершенства и первый «Буран» стартовал без них.

На советском челноке существовало еще одно существенное отличие от шатлов – система экстренного спасения экипажа. На малых высотах в случае аварии кабина с пилотами могла катапультироваться, а на большой высоте имелась возможность отсоединения самого возвращаемого модуля от ракеты носителя и совершения экстренной посадки. После катастрофы «Челленджера» в 1986 году это улучшение было наверное главным.

Полет «Бурана». Первый и единственный

Единственный полет «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Корабль был выведен на орбиту при помощи ракеты-носителя «Энергия», совершил два витка вокруг Земли и благополучно вернулся обратно.

Посадка "Бурана"

Посадка «Бурана»

Полет проходил в беспилотном режиме – экипажа на корабле небыло. И в этом тоже было отличие от американскищ шатлов – корабль мог совершить полет в полностью автоматическом режиме, управляемый бортовым компьютером.

10 января 1989 года умер Валентин Петрович Глушко – генеральный конструктор и главный инициатор программы «Буран». В 1990 году работы по программе были приостановленны, а в 1993 году окончатльно прекращены и программа закрыта.

Судьба «Бурана»

Дублеры есть не только у космонавтов, но и у космических кораблей. Кроме макетов, для испытаний отдельных характеристик корабля к моменту запуска изготавлиается как минимум 2 копии космического аппарата. Для корабля «Буран» таких копий сделано целых пять.

Тот корабль, который побывал в космосе при разделе советского имущества вместе с космодромом Байконур стал собственностью Казахстана. В 2002 году, при обрушении крыши ангара этот экземпляр погиб под обломками.

Второй экземпляр называется «Буря» и он должен был совершить полет к  станции Мир. Сейчас он является частью экспозиция музея Байконура.

Еще один экземпляр долгое время находился на причале Химкинского водохранилища, а затем речным путем отртанспартирован в город Жуковский для реставрации и демонстрации на авиасалоне  МАКС-2013.

Две остальные копии так и не были окончательно собраны и не покинули стен Тушинского машиностоительного завода и были разобраны.

Макет "Бурана" в Парке Горького

Макет «Бурана» в Парке Горького

Кроме полноценных копий существовало еще некоторое количество моделей «Бурана» для различных видов испытаний. Например отработки транспортировки к месту старта или испытания тепло- и вакуумоизоляции.

Судьба этих моделей различна: некоторые разобрали на металлолом, одна стоит в парке Горького в Москве и ее используют как 4D-кинотеатр, еще одна в городе Королёве.

В заключение два небольших видео, снятые любительскими камерами.

Исторический взлет:

…и посадка: