«Три тополя на Плющихе»: очередная раскраска или новая жизнь киношедевра?
Нужно ли раскрашивать старые черно-белые фильмы? Пока получается так, что не нужно. Ни один из раскрашенных шедевров не смог добавить популярности своим черно-белым аналогам, а всплеск интереса проявлялся только перед премьерой показа цветной версией и сразу после этого резко сходил на нет, в ожидании нового фильма-«раскраски».
«Три тополя на Плющихе» не менее знаковый фильм чем «Семнадцать мгновений весны». И, наверно не случайно режиссером обеих лент является Татьяна Лиознова, а оператором Петр Катаев. «Три тополя» вышел в 67-м году, а «Семнадцать мгновений» в 73-м. А это уже разгар эры цветного кино! Тем не менее, и режиссер, и оператор остановили свой выбор на черно-белой пленке. Может быть дело в ее дешевизне перед цветной? Но это в нынешнее время коммерческих отношений может иметь значение, а тогда на рубеже 60-70-х годов, когда съемки любого фильма оплачивало государство, а и режиссер, и оператор к моменту съемки этих фильмов уже имели успешные, состоявшиеся работы. И уж наверняка под съемки таких фильмов имели все возможности получить необходимые километры цветной пленки. Но остановили свой выбор на черно-белой!
Петра Катаева уже четверть века нет в живых, а Татьяна Лиознова сама уже фильмы не снимает. Не знаю, что бы сказал оператор на раскраску своего творения, но Татьяна Моисеевна вроде бы даже осталась довольна раскрашенными «Мгновениями». Или же у нее не было особого выбора и это была просто хорошая мина?
Мой друг, фотограф с большим стажем еще аналоговой, пленочной фотографии, говорил что черно-белый снимок сделать гораздо сложнее, чем цветной. Ведь действительно, там где «цветной» фотограф имеет огромное многообразие палитры, может какие-то огрехи композиции и светотени, контраста сгладить при помощи цвета, в монохромном режиме приходится лавировать только в промежутке между черным и белым.
А попробуйте представить себе «Список Шиндлера» раскрашенным? А ведь этот фильм снят уже в 90-е, когда зарождалась эра цифрового кино, когда монтаж стал компьютеризированным, а качество пленки доведено до совершенства. И уж у Спилберга дефицита цветной пленки точно не было. И тем не менее он снял черно-белый фильм, который становился цветным только в финальных кадрах, чтобы подчеркнуть переход из истории в современность. И по духу, настроению, свету этот фильм очень сильно напоминает катаевско-лиозновский «Семнадцать мгновений весны».
Но начал то я речь о «Три тополя на Плющихе»… 12 июня телевидение покажет этот фильм. Буду ли я смотреть его? Да пожалуй буду. Достану DVD с полки и посмотрю. Ту, старую, черно-белую версию.