Френк Заппа. Классик и современник

Френк Заппа20 лет прошло  момента смерти музыканта, чье творчество сложно причислить к какой-нибудь одной стилистической направленности. И в разное время, и даже на одном альбоме это могли быть совершенно разные стили от джаза или блюза, до авангарда или амбиента, и даже элементов классической музыки. Его именем названа малая планета и вымерший моллюск, его творчество вдохновило множество музыкантов во всем мире. Речь, конечно же, идет о Френке Заппе.

Родился Заппа в Америке, но предки его так же разнообразны, как и его музыка. В нем течет, итальянская, сицилийская, французская, греческая, арабская кровь.

Музыкой начал заниматься еще в школе, но сначала это были ударные. И лишь затем главным инструментом Френка Заппы становится гитара. Как и многие гениальные самоучки, музыкант, не обремененный грузом знаний, как следует играть на инструменте и, главное, как не следует, с течением времени выработал свою собственную, ни на кого не похожую манеру игры.

По началу, в конце 50-х, Заппа играл вместе с друзьями преимущественно ритм-н-блюз, блюз-рок, но уже тогда он начал экспериментировать со звуком, создавал даже оркестровые пьесы авангардной направленности, а при работе в студии старался максимально использовать ее технические возможности для создания музыки.

Группа, в которой играл в те времена Френк Заппа, называлась Blackouts и кроме игры в небольших клубах, музыкантам удалось так же записать несколько саундтреков к фильмам. Достаточно трагикомичным является факт, что полиция заподозрила Заппу в том, что он участвует в создании порнофильмов. В результате подстроенной провокации (переодетый полицейский предложил Заппе записать саундтрек к порнофильму, а тот согласился) музыкант получил реальный тюремный срок в полгода. И, несмотря на то, что на свободу он вышел всего через 10 дней, этого вполне хватило, чтобы стать противником любого режима, оказывающего давление на личность. И, кстати, 10 днями не закончились злоключения Заппы – при аресте полиция конфисковала рабочие студийные записи музыканта, а вернула впоследствии только малую часть из них и некоторые бесценные наработки были безвозвратно потеряны.

В 1965 году Заппа присоединился к недавно созданному коллективу The Mothers of Invention, который на многие годы стал его основным пристанищем и платформой для всяческих звуковых экспериментов. Первый альбом группа записала в 1966 году, и в этом же году, во время гастрольного тура, Заппа повстречал свою будущую (вторую по счету) жену, с которой он прожил до самой своей смерти, и которая и поныне является хранительницей наследия музыканта.

Что касается группы, то в первом составе она просуществовала до 1969 года, после чего распалась из-за разногласий Заппы с остальными музыкантами. В 1970 году Заппа сформировал новый состав The Mothers of Invention и начал с ней как гастрольную, так и студийную деятельность.

КСТАТИ:  Во время гастрольного тура группы в 1971 году, на концерте в казино Монтре в Швейцарии случился пожар, давший начало стилю «хеви метал» – именно этот пожар описан в песне Deep Purple в хрестоматийной песне «Smoke on the Watter». Точная дата этого события 3 декабря 1971 года – за 22 года и один день до смерти Френка Заппы.

Через несколько дней после знаменитого пожара в Монтре на одном из концертов Заппа упал на бетонный пол в оркестровую яму и получил множество серьезных травм. На полгода оказавшись в инвалидной коляске музыкант сосредоточился на студийной работе, а остальной состав The Mothers of Invention под другим названием уплыл от Заппы в свободное плавание.

Последний альбом (но с другим составом) был записал в 1975 году и в дальнейшем музыкант стал записываться просто под названием Zappa.

Впрочем, записям под собственным именем предшествовали несколько лет судебных тяжб с лейблами и продюсером за собственность на песни. В результате многочисленных судов победа осталась на стороне автора, но тем не менее он был вынужден выплачивать какие-то отступные и звукозаписывающему лейблу.

Наступившие 80-е годы стали временем подлинного восхождения звезды – именно тогда сформировался тот самый Френк Заппа, которого мы знаем, и который стал идолом уже для нескольких поколений музыкантов. Он не зацикливался на одной узкой стилистике, и его музыка была полна доселе не слышанных экспериментов. Кроме инструментальной музыки Заппа писал и множество песен, где текст имел не меньшее значение, чем мелодия, с выпадами в сторону политики и религии.

Кроме того, именно сейчас Заппа увлекся и классикой и создал несколько по настоящему серьезных произведений камерной музыки.

Но смерть неумолима и музыкант, проживший бурную жизнь, переживший бунтарские 70-е умирает в 1993 году от рака простаты в возрасте всего лишь 52-х лет.  Став легендой еще при жизни Заппа поставил точку в истории себя. Впрочем, возможно не точку, а многоточие, потому что и по сей день, продолжают всплывать ранее не изданные произведения музыканта.

А еще, как уже было сказано, в честь Заппы названы астероид  и ископаемый моллюск. Музыканта любили люди самых разных специальностей и ученые не исключение.

Всего лишь одна композиция в исполнении Френка Заппы,
раскрывающая лишь одну из многочисленных граней его стилистики.